Третья отраслевая конференция по орнитологическому обеспечению безопасности полётов проведена в соответствии с Программой мероприятия, предусматривающей выступления участников с докладами, занятия по обучающему курсу «Орнитологическое обеспечение безопасности полётов в аэропорту», а также выступления участников конференции по вопросам изменения нормативно-правовой базы орнитологического обеспечения на ВТ РФ.
В конференции приняли участие 44 специалиста из 29 авиационных организаций России, Казахстана, Италии и Канады, включая Росавиацию и организатора конференции Отраслевую группу авиационной орнитологии компании «Два Крыла».
По окончании выступлений состоялось обсуждение участниками актуальных вопросов, затронутых в ходе работы конференции, в том числе о внесении изменений в текст проекта Приказа Министерства транспорта Российской Федерации «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Правила эксплуатации аэродромов гражданской авиации. Борьба с опасностью, создаваемой живой природой» (далее - проект ФАП «Правила эксплуатации аэродромов гражданской авиации. Борьба с опасностью, создаваемой живой природой»).
Участниками конференции выявлены и признаны значимыми множественные недостатки рассмотренного проекта ФАП, являющиеся основанием для прогнозирования негативных последствий от введения в действие данного документа с точки зрения осуществления и развития на ВТ РФ деятельности по снижению опасности от биологических объектов для полётов авиации.
По мнению участников конференции текст проекта ФАП «Правила эксплуатации аэродромов гражданской авиации. Борьба с опасностью, создаваемой живой природой» содержит положения, требующие в обязательном порядке дополнительной проработки и изменений. Негативной оценки заслуживает отсутствие в тексте проекта ФАП норм, регулирующих важные практические вопросы, действующего орнитологического обеспечения безопасности полетов.
По мнению участников конференции основными существенными недостатками проекта ФАП «Правила эксплуатации аэродромов гражданской авиации. Борьба с опасностью, создаваемой живой природой» являются:
- отсутствие комплексного подхода к осуществлению и регулированию деятельности по снижению рисков, обусловленных активностью биологических объектов, как обязательной составной части общей для всех видов обеспечения системы управления безопасностью полетов (СУБП);
- несоответствие положениям документов ИКАО в части наличия требований к разработке и реализации Программ предотвращения столкновений воздушных судов с птицами и другими животными;
- отсутствие необходимых требований в методическом аспекте и аспекте практической реализации к организации, проведению и применению результатов эколого-орнитологического обследования района аэродрома, в том числе для предотвращения фальсификации процесса и итогов работ по данному направлению;
- отсутствие обоснованного перечня для оснащения аэродромов оборудованием и специализированными техническими средствами, необходимыми для осуществления/обеспечения работ по снижению рисков столкновений воздушных судов с птицами и другими животными;
- отсутствие необходимых требований по наличию базового образования, уровню квалификации и периодической аттестации специалистов по предотвращению столкновений воздушных судов с птицами и другими животными в авиации, включая соответствие специализированным программам по подготовке кадров;
- несоответствие положениям документов ИКАО в части наличия требований по стратегической и оперативной оценке рисков, обусловленных деятельностью биологических объектов;
- необходимость замены/пересмотра названия документа и используемых в тексе терминов в целях приведения в соответствие с современной научно-практической терминологией, сложившейся в рамках тематики предотвращения столкновений.
По итогам проведения 3-ей отраслевой конференции «Птицы и полёты авиации» в ходе обсуждений участники совместно приняли решение.
1. Одобрить деятельность Отраслевой группы авиационной орнитологии компании «Два Крыла» в качестве организатора по подготовке и проведению 3-ей отраслевой конференции, а также рекомендовать ОГАО подготовить и провести в 2023 году 4-ую отраслевую конференцию по снижению риска столкновений воздушных судов с птицами и другими животными.
2. Рекомендовать Управлению инспекции по безопасности полётов Росавиации осуществить сбор предложений по недостаткам, внесению изменений и дополнений в проект ФАП «Правила эксплуатации аэродромов гражданской авиации. Борьба с опасностью, создаваемой живой природой».
3. Рекомендовать Управлению инспекции по безопасности полётов Росавиации направить в Министерство транспорта Российской Федерации Резолюцию 3-ей отраслевой конференции «Птицы и полёты авиации», а также обобщенный список предложений специалистов отрасли по недостаткам, внесению изменений и дополнений в проект ФАП «Правила эксплуатации аэродромов гражданской авиации. Борьба с опасностью, создаваемой живой природой».
|